Проезд перекрестков вызывает вопросы у водителей. До сих пор не утихают споры, где останавливать автомобиль на красный свет: перед разметочной линией, до знака «Стоп», перед пересекаемой проезжей частью или у «зебры». Между тем, ответы содержатся в ГОСТе и ПДД. Но сама трактовка различных ситуаций на дороге вызывает вопросы и недопонимание со стороны автолюбителей. Отсюда и штрафы за нарушение, казалось бы, очевидных пунктов ПДД. Давайте разбираться, где и как тормозить на перекрёстке, в том числе нерегулируемом.
Где правильно останавливаться на перекрестке на красный свет по ПДД в 2023 году?
Рассмотрим несколько ситуаций, встречающихся на российских дорогах, которые часто путают начинающих и даже опытных водителей.
Что указано в ГОСТе?
Перекрёсток – это сложное пересечение проезжих частей в разных направлениях. Чтобы не создавать путаницу, на перекрёстках наносят разметку и устанавливают знаки. В том числе в местах остановки автомобилей перед перекрёстком. Это подробно регламентировано ГОСТ Р 52289-2019, пришедшим на смену старому ГОСТ Р 52289-2004.
О чем нам сообщает ГОСТ:
- Стоп-линия обозначается белой разметкой 1.12, а знак 6.16 «Стоп» это белое полотно с надписью.
- В соответствии с п. 5.7.18 ГОСТа, стоп-линия должна располагаться на одной линии со знаком 6.16 «Стоп» – говоря техническим языком «в одном поперечном сечении с разметкой». Однако не на каждой дороге это требование соблюдается, из-за чего возникает неразбериха.
- Минимальное расстояние от бокового светофора до линии разметки – 3 метра, а максимальное – 10 метров.
- Если перекрёсток регулируемый, расстояние от стоп-линии до пешеходного перехода не менее 1 метра (п. 6.2.14 ГОСТа).
Исходя из этого, можно понять, как располагается разметка по отношению к знаку «Стоп». Теперь разъясним нюансы остановки на запрещающий сигнал светофора в соответствии с ПДД.
Если одновременно есть разметка и знак «Стоп»
Данная ситуация самая простая и редко вызывает вопросы у водителей.
Если возле светофора имеется разметка 1.12, а на одной линии с ней знак «Стоп», то на запрещающий сигнал светофора нужно остановиться до них. Лучше не доехать полметра, чем заехать бампером или колесом на стоп-линию. Потому что заезд за линию 1.12 считается нарушением, и, если на участке дороги есть работающие камеры, вам придёт «письмо счастья» со штрафом.
Другая ситуация, если знак 6.16 «Стоп» и разметка в разных местах. Например, знак ближе, а белая линия дальше. В данном случае нужно ориентироваться на расположение указателя «Стоп» и остановиться, не доезжая до знака. Это объясняется тем, что в 2023 году дорожные знаки имеют приоритет перед разметкой – об этом чётко сказано в главе 8 к Приложению 1 ПДД. Да и вообще, разметки может быть не видно из-за снега или грязи, а дорожный знак трудно не заметить.
Примечание: Размер штрафа за наезд на стоп-линию на перекрёстке со светофором – 800 рублей, а на нерегулируемом пересечении дорог – 500 рублей. Остановка перед стоп-линией избавит от ненужных расходов.
Нет стоп-линии, но есть знак
Отсутствие разметки на дороге обязывает водителей руководствоваться знаками информации. Если нет стоп-линии, но справа от проезжей части установлен знак 6.16 «Стоп», вы должны остановиться на красный свет до знака. Проезд дальше квалифицируется как нарушение п. 6.13 Правил с наложением упомянутого выше штрафа.
Отсутствуют разметка и знак «Стоп»
Сложнее, если при подъезде к перекрёстку на горящий красный свет вы не обнаружите ни стоп-линии, ни знака 6.16. Как же быть? Разъяснения на этот счёт приводятся всё в том же пункте 6.13 ПДД:
- При наличии пешеходного перехода – водители должны остановиться перед ним, не создавая помех переходящим дорогу людям;
- При отсутствии «зебры» – встать на автомобиле перед пересекаемой проезжей частью;
- Перед светофором, но опять же без помех другим транспортным средствам и пешеходам.
Некоторые водители пытаются подъехать как можно ближе к пересекаемой части дороги. И зачастую проезжают светофор. Так делать не рекомендуется. Стоп-линии и знаки 6.16 устанавливают не просто так, а с расчётом, чтобы остановившийся перед ними водитель прекрасно видел сигналы светофора (расстояние не менее 3 метров). Если вы проехали светофор – то сигналов не увидите. Да, впереди может быть установлен дублирующий светофор. Но что, если он окажется неисправным? Или рядом с вами встанет фура, закрыв обзор к дублирующему светофору. В таком случае вы, как водитель, остаётесь в неведении насчёт цвета сигнала автоматического устройства. Поэтому правильно останавливаться за 3 метра до светофора, чтобы видеть его сигналы через правую часть лобового стекла.
Впереди пешеходный переход
Если на регулируемом перекрёстке есть пешеходный переход, вы должны остановиться либо перед разметкой, либо перед знаком 6.16 «Стоп», либо непосредственно перед «зеброй». Вспоминаем, что ПДД обязывает водителей не создавать помех людям, которые пересекают проезжую часть на разрешающий для них сигнал светофора.
Однако, пешеходного перехода может и не быть. В таком случае пункт 4.3 ПДД разрешает пешим участникам дорожного движения пересекать дорогу по линии тротуаров или обочин. И опять возникает обязанность для водителя пропустить пешеходов. То есть остановиться до того места, где идут пешеходы. Самой собой при этом отчётливо видеть сигналы бокового светофора.
Где останавливаться на красный перед ж/д переездом?
Движению через железнодорожные пути посвящён Раздел 15 Правил. Нас интересует в первую очередь пункт 15.4 ПДД, где говорится об остановке на запрещающий сигнал светофора перед ж/д дорогой – цитируем:
В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 м до ближайшего рельса.
Таким образом понятно, что у водителя есть целых три ориентира для остановки на красный свет перед ж/д: стоп-линия, красный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» и железнодорожный светофор. В крайнем случае придётся тормозить за 10 метров до начала рельсовых путей.
Грозит ли штраф, если заехал на стоп-линию на жёлтый сигнал светофора?
Многие думают, что жёлтый сигнал разрешает движение водителю. Однако это неправда! Лучше верить не слухам, а Правилам дорожного движения. Тем более, что данная ситуация подробно описана в ПДД.
Если заглянуть в пункт 6.2 Правил, то мы увидим, что:
Жёлтый сигнал – запрещает движение… и предупреждает о том, что дальше загорится зелёный свет.
И если вы, к примеру, тронулись с места на жёлтый сигнал светофора, а на участке работают камеры, вас признают нарушителем. За подобное предусмотрен штраф в размере 800 рублей по ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ.
Единственное исключение, когда водителю разрешается проехать на жёлтый свет в 2023 году – невозможность остановиться без экстренного торможения (п. 6.14 ПДД). Важно, что жёлтый сигнал должен загореться не после красного, а после зелёного света. Но куда важнее факт невозможности экстренного (аварийного) торможения. Проезд на жёлтый должен быть оправдан, а не быть следствием банального желания водителя скорее проскочить перекрёсток.
Можно ли обжаловать?
Если выписали штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора, а вы с этим не согласны, можно обратиться с жалобой в ГИБДД или напрямую в суд.
При этом, если вы пересекли стоп-линию на жёлтый, и это зафиксировали камеры – особого смысла в обжаловании нет. Наказание оставят в силу.
Другое дело, если проехали светофор на мигающий зелёный, а уже при подъезде к перекрёстку загорелся жёлтый. Логично, что вы не сможете остановиться без аварийного торможения «в пол». Кроме того, нужно учитывать длину тормозного пути. Скорее всего, вы полностью остановитесь на пересекаемой дороге, создав помехи для движения других машин. И в данной ситуации, чтобы этого избежать, можно завершить манёвр и проехать перекрёсток, что прямо допускается пунктом 13.7 ПДД. А если придёт штраф, можно попытаться его обжаловать, приложив запись с видеорегистратора и описав сложившуюся ситуацию в ГИБДД или суде.
Соблюдайте правила остановки на светофоре на запрещающий сигнал и не нарушайте ПДД. Помните, что от ваших манёвров на перекрестке зависят жизнь и здоровье других людей!
Об авторе статьи Максим Привалов
Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.
Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.
Видео:
Источник: