С 1 марта 2021 года в силу вступили поправки в ПДД, которые закрепляют, в том числе, и новый дорожный знак 6.22 «Фотовидеофиксация». Он заменит табличку 8.23 с тем же названием. На первый взгляд рядовое событие таит в себе любопытные перемены в жизни водителей. Например, возрастает риск получения штрафов с камер ГИБДД – как раз из-за особенностей применения нового знака на дорогах. В этой статье вы узнаете, что это за 6.22, как он выглядит, чем отличается от старой таблички и что сулит водителям.
Что за изменения ПДД в марте 2021 года?
Поправки начали обсуждать и готовить еще в 2019 году. Тогда Президент РФ Владимир Путин раскритиковал обозначение комплексов фото– и видеофиксации нарушений на дорогах. Правительству было поручено переработать требования к обозначению камер. Во исполнение поручения Президента РФ и разработали поправки к ПДД, а также к ГОСТу.
31 декабря 2020 года Правительством РФ было подписано Постановление № 2441, которое вступило в законную силу с 1 марта 2021 года. Нормативно-правовой акт содержит не одну, а сразу три поправки. Одна из них – появление нового дорожного знака 6.22 «Фотовидеофиксация».
Одновременно с введением нового знака 6.22 «старая» табличка 8.23 упраздняется. Но, согласно поправкам, старый элемент окончательно уберут с дорог не сразу, а лишь с 1 сентября 2021 года. Эти шесть месяцев нужны для того, чтобы дорожные службы успели демонтировать таблички 8.23 во всех городах России. Ну а потом законотворцы ликвидируют упоминание о «старой» табличке в ПДД.
Казалось бы, ну заменили один элемент другим – что тут важного? Самое интересное кроется в применении и юридической силе нового знака, о чём мы подробно расскажем далее.
Новый дорожный знак 6.22 «Фотовидеофиксация»
И первым делом разберёмся, в чём предназначение у нового дорожного знака.
Зачем он нужен?
Для того чтобы понять, с какой целью внедрили новый знак, заглянем в обновлённое Приложение 6 Правил дорожного движения РФ и приведём цитату:
6.22 “Фотовидеофиксация”. Обозначает места возможного применения работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.
Проще говоря, новый знак 6.22 предупреждает о том, что впереди на дороге работают камеры фиксации нарушений. Речь идёт как о стационарных, так и о передвижных технических средствах. Первые расположены над проезжей частью, среди наиболее известных, например – «АвтоУраган», «Автодория», «Крис-С». Передвижные – это всем известные камеры-треноги.
Как выглядит новый знак 6.22?
До 2 марта не было официальной информации о внешнем виде нового знака. После этого Росстандарт, ГИБДД, Росавтодор и другие ведомства совместным решением оставили прежний вариант элемента.
Официально внешний вид нового знака 6.22 совпадает с обликом информационной таблички 8.23 – это прямоугольное белое полотно с чёрной каймой и изображением фотоаппарата (со вспышкой). Соответствующие изменения также были внесены в ГОСТ Р 52289-2019 (стр. 3).
Почему власти решили оставить прежний вид?
- Во-первых, из-за экономии, чтобы не тратить деньги на изготовление новых полотен и их покраски в синий цвет.
- Во-вторых, из-за лучшей узнаваемости знака, точнее старой таблички 8.23, водителями. Последние уже знают, что впереди их ждут камеры автофиксации нарушений ПДД.
- В-третьих, белый знак имеет лучшее световозвращение по сравнению с синим полотном.
- Наконец, изменение формы и цвета знака потребовало бы от ГИБДД активных кампаний с целью сообщить российским водителям о назначении нового знака. До 1 марта это сделано не было, а 6.22 уже обрел юридический статус.
Таким образом, дорожники снимут «старые» таблички с привычных мест, а затем перевесят их в новые места.
Размеры знака
Типоразмеры нового знака 6.22 совпадают с размерами предыдущей таблички 8.23 – в соответствии с Таблицей Д.8 по ГОСТ Р 52290-2004, а это:
- 300 x 600 мм;
- 350 x 700 мм;
- 450 x 900 мм.
Теперь новый знак могут вешать как самостоятельно, так и под другим знаком. Снимаются ограничения по высоте размещения элемента.
Применение на дорогах
Вступили в силу и правила установки нового знака 6.22. Отныне он информирует водителей о работающих камерах фото– и видеофиксации нарушений, но участки дороги, где будут располагаться знаки, изменились:
- Вне населённых пунктов – на расстоянии 150-300 метров до ближайшей камеры ГИБДД;
- В населённых пунктах – исключительно на въезде в город, посёлок или деревню, вместе со знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.25. Например, если знак установлен перед въездом в город Тольятти, значит на всех дорогах Тольятти работают камеры фото– и видеонаблюдения. Аналогично и для других городов.
Если возникнет необходимость, знак 6.22 можно использовать совместно с информационными табличками 8.1.1, 8.1.3 и 8.1.4. Они предназначены для указания расстояний до объектов. Например, указатель 8.1.3 может сообщать, что объект находится в 100 метрах в стороне от основной дороги.
Отличия от старой таблички 8.23
Выше мы указали, что новый знак 6.22 приходит на смену «старому» указателю 8.23, а теперь подытожим сравнения в виде таблицы:
Устанавливалась только совместно с другими знаками (например, 3.20 «Обгон запрещён») |
С 1 марта 2021 года имеет самостоятельную силу, может устанавливаться как независимо от других знаков, так и вместе с некоторыми из них (5.23.1, 8.1.1 и т.д.) |
Их развешивали в местах работы камер фото– киносъемки и видеофиксации нарушений ПДД */ – а сейчас большинство «старых» табличек в той же Москве демонтируют до 1 сентября 2021 года |
Новый знак 6.22 ставят за 150-300 метров до зоны действия камер, либо на въездах в населённые пункты |
Ставился перед зоной действия каждой камеры ГИБДД |
Информирует о «местах возможного применения» технических средств автофиксации нарушений ПДД. По факту, камер после знака 6.22 может и не оказаться, например – если они были временными. |
Чего ждать водителям в связи с введением в действие нового знака «Фотофиксация»?
Можно прогнозировать, что нововведения сильно ударят по жизни автолюбителей. И тому есть ряд объяснений:
- Убрав с дорог «индивидуальные предупреждения», власти подводят водителей ещё лучше соблюдать ПДД. Однако, очевидно, что это может не сработать.
- Водители не будут видеть привычные таблички с предупреждением о камерах. Это подтолкнёт их к еще более активному использованию навигаторов, антирадаров и других устройств. Следовательно, может возрасти спрос на эти «гаджеты».
- Уже с 1 сентября 2021 года ряд водителей могут растеряться и наполучать штрафов с камер ГИБДД. Например, если не покидают пределы города и не отслеживают нововведения в автозаконодательстве. И, выехав на дорогу в первый день осени, водители не увидят «старых» информационных знаков, поскольку дорожные службы их демонтировали – а значит, и о камерах в городе знать не будут. Озарение и разочарование придут вместе с «письмами счастья».
- Новый знак 6.22 на трассе лишь сообщает, что впереди может встретиться камера ГИБДД. Но не гарантирует, что такая камера обязательно будет. Возникает ложная тревога.
- Вероятно, станет проще обжаловать штрафы с камер за превышение скоростного режима. Речь о случаях, когда на дороге отсутствовал обязательный с 1 марта знак 6.22 «Фотовидеофиксация», но «письмо счастья» вы получили. Это не столь актуально для городов со знаками на въездах, но вполне актуально для трасс, где элементов с предупреждением о фотофиксации может и не быть. Ответы даст судебная практика.
Но, в целом, поправки в Приложение 1 Правил никак не повлияют на универсальный алгоритм для водителей, как избежать штрафа – нужно просто соблюдать ПДД на дороге.
Об авторе статьи Максим Привалов
Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.
Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.
Видео:
Источник: