Ещё в прошлом году правительство задумалось о возможности вернуть штраф за превышение скорости на 10 км/ч, отменённый ещё 5 лет назад. Ненаказуемый “лимит”, по словам депутатов, ставит под угрозу безопасность в городах и на трассах. Казалось бы, чего здесь удивительного – ежедневно вносятся новые проекты законов и ежедневно большинство из них отклоняются. Но не тут то было! Уже до 1 марта 2019 года Минтрансу поручено предложить конкретику в изменениях по отмене безштрафной скорости более чем на 20 километров в час от положенной и новому (хорошо забытому) штрафу за превышение более чем на 10 км/ч. И это сущая правда!
Что за новый закон с 1 марта 2019 года?
Обновление от 25 сентября 2019 года: рассмотрение нового штрафа за превышение на 10 км/ч перенесено законодателями на 2020 год. Это связано с необходимостью доработки как самого нового закона, так и технической реализации нового ограничения скорости. Снижение допустимого лимита превышения рассмотря в рамках нового Административного кодекса.
На данном этапе предлагаем опустить дату принятия изменения по штрафу и выяснить, что это за закон.
Такого нового закона не было и нет, и если вы где-то услышали, что изменение штрафа за скорость введут уже 1 марта 2019 года, то это неправда, миф, не подтверждённый официальными источниками!.. Пока нет. Дело в том, что правительство только выдвинуло предложение вернуть штраф за превышение на 10 км, и такое поручение имеет статус лишь инициативы – никакого формального статуса Федерального закона или законопроекта у него нет.
Речь идёт о возврате в КоАП части 1 в статье 12.9, которая до 2014 года предусматривала санкцию в виде штрафа всего лишь 100 рублей за превышение скорости более чем на величину в 10 км/ч. 23 июля 2013 года данная часть вместе с наказанием была отменена правительством (Федеральный закон №196-ФЗ).
Но и предложение вернуть этот штраф с 1 марта не ново. В целом, хронология выглядит примерно следующим образом:
- 23 июля 2013 года штраф за превышение на 10 км/ч отменён правительством,
- уже через год – в июне 2014 года – было предложено вернуть уменьшить ненаказуемую скорость,
- ещё через полгода – в декабре того же года – была очередная инициатива по возврату штрафа,
- и ещё практически ежегодно и не по одному разу предлагалось такое, но все попытки заканчивались фиаско со стороны инициаторов – старый-новый штраф не ввели, и водителям до сегодняшнего дня разрешено превышать скорость на 20 км/ч и более.
Следует отметить в данном контексте, что, когда штраф убрали впервые, его сумма была 100 рублей. На сегодня в КоАП прямо прописано, что минимальная сумма финансовой санкции не может быть меньше 500 рублей (часть 2 статьи 3.5 КоАП), а такой штраф положен за превышение на 20-40 км/ч. Таким образом, если вернуть часть 1 статьи 12.9, то ужесточатся и более высокие значения превышения скорости.
Обновление от 19.02.2019: в правительстве обсуждают новые тонкости по установлению суммы за превышение скорости на 10-20 км/ч. Штраф составит 500 рублей. При этом, будут подняты величины более высоких превышений, но насколько, пока не уточняется. Между тем, МВД говорит о том, что новое наказание будет действовать только в населённых пунктах, а на трассах также останутся ненаказуемые плюс 20 км/ч.
Откуда взялась дата нового штрафа 1 марта?
Всё очень просто! После очередной инициативы в конце 2018 года правительство России всё же взялось за данный вопрос и поручило ГИБДД (МВД) и Министерству транспорта РФ проработать конкретные предложения по введению штрафа за 10 км. И именно к марту 2019 года такие предложения по поручению должны подготовить указанные ведомства.
Таким образом, 1 марта – это дата внесения предложений по возврату нового штрафа за превышение на 10 км/час и более. То, что изменение вступит в силу уже в марте – неправда!
Важное замечание!
Зачем?
Опустив ответ на данный вопрос в виде такого ответа, как элементарное пополнение бюджета за счёт самого нарушаемого пункта ПДД и пополнения дорог России камерами автофиксации, взглянем вопрос со стороны безопасности. И комментарии тут даёт само правительство.
Не будем в рамках статьи приводить все возможные обоснования уменьшения ненаказуемого превышения, но отметим основные тезисы, на которые указывает правительство (и ни в коем случае не автор данного материала):
- возможность превышать скорость на 20 км/ч создаёт реальную угрозу безопасности дорожного движения – при разрешённой на участке дороги скорости 40 км/ч, к примеру, водители могут ехать 60, и многие так и делают; прибавить к этому учитываемую погрешность камер автоматической фиксации в плюс 2-3 км/ч, получаем, что фактически скорость 63 км никак нельзя назвать безопасной;
- согласно утверждениям главы ГИБДД (без отсылок на официальную статистику или проведённые исследования/испытания), при наезде автомобиля на пешехода на скорости 59 км/ч у последнего есть много шансов выжить, а на скорости выше – шансов нет; странное утверждение без ссылок на “пруфы” и разделения на модели машин с учётом их конструктивных особенностей, но, тем не менее, это вывод ведомства, имеющего законодательную власть;
- пример Европы, где ни в одной стране нет такого допустимого превышения скорости без штрафа (и это, впрочем, правда).
В то же время законодатели предлагают увеличить разрешённую скорость с введением нового штрафа на таких участках дорог, где реально безопасно ехать быстро. Речь идёт о трассах внутри городов более чем с 4 полосами для движения в одну сторону.
Когда вступит в силу?
Это пока не известно. Что точно – это не ранее 1 марта, потому что до этой даты поставлена задача лишь внести конкретные предложения.
Но точной даты нет и в ближайшее время не предвидится. Дело в том, что для того, чтобы ввести изменение в законную силу и новый штраф за превышение на 10 км стал правдой, нужен соответствующий Федеральный закон о внесении изменений в КоАП. А такого нет даже в проекте.
Хронология изменения в вопросе уменьшения “лимита” скорости будет по закону обстоять таким образом:
- будет разработан проект закона и зарегистрирован в Минюсте,
- далее его внесут на рассмотрение в думу,
- затем новый законопроект ждёт 3 чтения,
- после он подписывается Президентом России и по истечении 10 дней или более (если более, то это будет указано в самом законе) он вступит в законную силу.
А вот то, что новое наказание за превышение в промежутке от 10 до 20 км/ч вообще вступит в силу как факт, это уже с большой долей вероятности правда.
Мы будем следить за изменениями в вопросе и обязательно обновим статью, когда станет известно о движениях в сторону возврата части 1 статьи 12.9 Административного кодекса.
Какие штрафы за скорость на 2023 год?
На сегодняшний день за превышение можно получить штраф от 500 до 5000 рублей и даже лишиться прав на год. Как вы уже поняли, все наказания за скорость содержатся в одной единственной статье Кодекса – 12.9.
12.9, часть 1 | Превышение на 10-20 км/ч | Не наказывается (утратила силу) |
12.9, часть 2 | Превышение на 20-40 км/ч | Штраф 500 рублей |
12.9, часть 3 | Превышение на 40-60 км/ч | Штраф 1000-1500 рублей |
12.9, часть 4 | Превышение на 60-80 км/ч | Штраф 2000-2500 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев |
12.9, часть 5 | Превышение более чем на 80 км/ч | Штраф 5000 рублей или лишение прав на полгода |
12.9, часть 6 | Повторное нарушение по части 3 статьи 12.9 КоАП | Штраф 2000-2500 рублей |
12.9, часть 7 | Повторно нарушение по частям 4 или 5 статьи 12.9 КоАП | Лишение прав на год или штраф 5000 рублей, если поймали на камеру автофиксации |
Почему любое превышение нельзя назвать “разрешённым”?
Большая ошибка многих автолюбителей заключается в том, что они считают ненаказуемое превышение разрешённым. Это вовсе не так!
ПДД 2023 года чётко предусматривают ограничение скорости:
- в населённых пунктах,
- на трассах,
- в жилых зонах,
- ограниченное знаками,
- ограничение наличием прицепа или буксируемого автомобиля.
Например, если на знаке ограничение скорости 40 км/ч, то вы не имеете права ехать со скоростью даже 41 км/ч, хотя за езду до 59 км/ч формально вас не оштрафуют. Но последствия могут быть и похуже штрафа – это виновность в ДТП, чаще всего обоюдная.
Объясним проще – если вы превысили скорость от разрешённой на главной дороге, и в результате в вас въехал тот, кто должен быть уступить при выезде со второстепенной по ПДД, то если будет доказана причинно-следственная связь между вашим превышением и случившейся аварией, то частично вину могут положить и на вас (не полностью, разумеется) – к примеру, если не уступивший скажет, что не смог оценить вашу скорость из-за превышения.
Видео:
Источник: