Правомерно ли сотрудник ГИБДД требует пройти в машину ДПС и можно ли отказаться?

При остановке автомобиля инспектор ДПС может обратиться к водителю либо с просьбой, либо с требованием. В первом случае у вас есть право вежливо отказаться и не исполнять просьбу должностного лица. С законным требованием всё гораздо сложнее. Отказ от его исполнения чреват для водителя неприятными последствиями. Но что, если сотрудник ГИБДД предложил вам выйти из машины и проследовать к нему в патрульный автомобиль. Имеет ли инспектор право на такое требование, но, самое главное, обязан ли водитель подчиниться и пересесть в служебную машину ДПС? На самом деле, да. Но в 2023 году есть всего 2 прямых основания, когда у вас есть обязанность сделать это, в остальных же случаях можно никуда не ходить. Все эти моменты мы подробно выясним в статье.

Может ли сотрудник ГИБДД потребовать от водителя сесть в патрульный автомобиль?

Да, может.

Сотрудники ГИБДД несут службу по охране правопорядка в области дорожного движения. С этой целью они наделены властью останавливать машины и требовать от водителей выполнения ряда действий. Но в то же время закон чётко регламентирует полномочия инспекторов ДПС во избежание злоупотребления властью. Права и обязанности должностных лиц закреплены в ФЗ «О полиции» и Административном регламенте по Приказу МВД № 664.

Вместе с тем принято различать просьбу и требование. Многие не видят тут отличий, однако в контексте права водителя согласиться или отказаться – разница ощутимая.

Так, норма ст. 30 ФЗ О полиции сообщает о том, что:

3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

То есть водители обязаны исполнять лишь те требования инспекторов, которые основаны на законе. А вот незаконные распоряжения можно игнорировать. Например, отжаться 20 раз на дороге – это незаконное требование сотрудника ДПС. А вот его требование к автолюбителю занять место в патрульной машине в ряде случаев может быть вполне обоснованным. И отказ выполнять распоряжение инспектора чреват серьёзными санкциями.

Что касается просьб, то ИДПС может лишь предложить вам выйти из автомобиля и проследовать в патрульную машину. Но поскольку это просьба, то у вас есть полное право вежливо отказаться. И ничего по закону вам не грозит.

Обязан ли я выполнять это требование?

Да, обязаны.

Как мы уже сказали, законные требования инспекторов ДПС обязательны для исполнения водителями. Но вот вопрос: как узнать, законное ли требование выйти из авто и пересесть в патрульную машину или всего лишь прихоть сотрудника ГИБДД? А может это и не требование вовсе, а всего лишь просьба, и её можно не исполнять.

Ответы на эти и другие вопросы есть в КоАП РФ и Административном регламенте № 664, где содержится, в том числе, и рассматриваемый нами случай. Но давайте по порядку!

При проверке документов

Самая распространённая ситуация на дороге, с которой сталкивается 90% водителей. Собственно, с неё и начинается общение с инспектором.

В ходе такого общения сотрудник ГИБДД может предложить вам пройти в патрульный автомобиль, чтобы там проверить документы. Заметьте, предложить, а не потребовать! Потому что согласно Регламенту № 664, у инспекторов нет оснований требовать от водителя даже просто выйти из ТС для проверки документов. А раз нет оснований, то и требование будет считаться незаконным.

Да, по ПДД у водителя есть обязанность передать в/у, страховку и СТС по требованию автоинспектора (п. 2.1.1 Правил). Но выходить из машины необязательно. Достаточно чуть опустить боковое стекло и передать документы сотруднику ГИБДД. А вот идти за ним в его патрульную машину вы не обязаны.

Если нужно составить протокол и постановление

И снова можно никуда ходить.

Если вы нарушили ПДД и инспектор хочет оформить правонарушение – ради Бога, пусть оформляет. Идти за ним в патрульную машину, чтобы присутствовать при заполнении протокола и/или постановления водитель не обязан.

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Обратите внимание на фразу «вправе предложить». Это ни что иное, как просьба автоинспектора. Требованием, как вы поняли, это не является, поэтому отреагировать на просьбу вы можете по своему усмотрению.

На практике диалог с представителем власти будет примерно таким:

Инспектор: – Водитель, пройдемте в патрульную машину!

Вы: – Для чего?

И: – Чтобы составить протокол и/или постановление о Вашем правонарушении,

Вы: – Нет, я подожду в своей машине, составляйте и приносите мне сюда на подпись.

И всё!

Присутствовать при составлении процессуальных документов водители не обязаны. Можно ожидать документы в своем автомобиле или на улице. А вот сотруднику ГИБДД по долгу службы предписано составить протокол и постановление в тех случаях, когда это необходимо – причём, как и где он будет заполнять бланки, на его усмотрение: хоть в патрульном ТС, хоть на капоте вашего авто, хоть на своей коленке. Вас, как автолюбителя, это волновать не должно.

На практике 2023 года попытки выманить вас в патрульную машину для оформления процессуальных документов могут преследовать иную цель для инспектора. Оказавшись «тет-а-тет» с вами, ему будет проще вести беседу, оказывать психологическое давление и, чего греха таить, подводить к решению вопроса за деньги. Ведь поблизости не окажется лишних глаз, а действие будет происходить в максимально некомфортном для водителя месте – патрульной машине.

При досмотре моего автомобиля

Обязанность садиться в машину ДПС также отсутствует.

Пункт 93 Регламента № 664 позволяет инспектору предложить автомобилисту выйти из автомобиля:

для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

К примеру, если ИДПС хочет сверить идентификационный номер, вы можете не выходить из авто, а дёрнуть рычаг открытия капота, чтобы инспектор смог выполнить осмотр и сверку VIN-номеров.

Но если речь зашла о досмотре, то тут мы имеем одно из обязательных условий его проведения (помимо наличия оснований, протокола и понятых):

207. Досмотр транспортного средства проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль сотрудниками наряда.

Однако и тут нет ни слова о том, что при досмотре водитель обязан пересесть в служебную машину ДПС – вы можете просто выйти из своего автомобиля. При этом в ваших же интересах быть рядом и не спускать глаз с досматривающих ваш транспорт инспекторов. А лучше вести видеосъёмку представителей власти и происходящего вокруг. Ещё лучше, с разрешения ИДПС, собственноручно показывать проверяющим, что лежит у вас в машине, откидывая сиденья, открывая бардачок, багажник и т.д.

В случае доставления

Доставление – это обеспечительная мера, которая применяется с целью переместить водителя с дороги до места назначения (того же отделения МВД). Практически всегда доставление применяется после задержания гражданина. И тут есть важные условия.

Так, п. 180 Регламента, введённого Приказом 664, указывает следующее:

Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную часть территориального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

Если вас задерживают на дороге, то должны составить протокол с указанием о необходимости доставления в полицию или суд. В 99% случаев для этого используется патрульный автомобиль, куда вы обязаны будете сесть (иначе вас затолкают туда с применением силы, вменив ещё неподчинение полиции).

Но также возможен вариант, при котором садиться в патрульное авто вам не придётся. Пункт 177 Регламента МВД разрешает использовать для доставления автомобиль гражданина. То есть вас отвезут до пункта назначения на вашей же машине. Единственная тонкость, что за рулём будете не вы, а инспектор ДПС.

При освидетельствовании на опьянение

Ещё одна ситуация, когда вы непосредственно можете оказаться в патрульной машине. Правда, не сразу…

Вот как это происходит:

  1. Инспектор ДПС останавливает вас на дороге.
  2. Далее он замечает у вас один или несколько признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, нарушения речи, покраснение кожных покровов и т.д.)
  3. Выявление хотя бы одного из таких признаков даёт инспектору законное право: во-первых – отстранить вас от управления ТС (составив соответствующий протокол), а, во-вторых, освидетельствовать вас на состояние опьянения с помощью алкотестера.
  4. «Дуть» в прибор можно и в своей машине, поскольку ни в одном законодательном акте не сказано, что освидетельствование на опьянение проводится в патрульном авто.
  5. Если вы отказались от «продувки» или результаты тестирования не устроили вас/инспектора, происходит направление на МОСО – медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
  6. О направлении вас в клинику инспектор ДПС обязан составит протокол, после чего вас должны будут отвезти туда (ч. 3 ст. 27.12.1 КоАП РФ). Но поскольку от управления ТС ранее вас уже отстранили, придётся ехать на медосвидетельствование с инспекторами на их служебной машине.
  7. Да, можно отказаться от МОСО – но в таком случае вас автоматически признают пьяным и составят протокол по ч. 1 ст. 12.26 КоАП с последующим штрафом и лишением прав через суд.

Фактически получаем, что при освидетельствовании на опьянении необязательно садиться в машину ДПС, а вот при направлении в клинику для сдачи анализов придётся ехать туда уже на полицейском авто.

При проверке неоплаченных штрафов

Можно оставаться в своём автомобиле.

Если инспектор ДПС хочет пробить вас на наличие неоплаченных штрафов, ему достаточно информации из ваших документов. Идти за сотрудником в его авто вы не обязаны. Если настаивает – можете смело отказываться, поскольку законным требованием его «приглашение» не является.

Но есть одна тонкость, когда водителю всё же придётся занять место в патрульной машине. Это случаи, когда ИДПС обнаружит у вас просроченные штрафы. Тогда вам, как должнику, грозит наказание по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Но поскольку среди мер ответственности значится арест, наказание вправе выносить лишь судья. При этом инспекторы могут вас задержать и увезти на патрульной машине в мировой суд прямо с дороги. Это незаконно, но на практике 2023 года применяется не так уж и редко.

Что грозит за отказ пройти в патрульный автомобиль?

Неисполнение законного требования сотрудника ГИБДД образует состав правонарушения по части 1 ст. 19.3 КоАП РФ, по которой грозит одно из наказаний:

  • штраф в размере 2 000 – 4 000 рублей,
  • арест до 15 суток,
  • обязательные работы до 120 часов.

То есть это те ситуации, когда вы обязаны пересесть в машину ДПС, но всячески этому препятствуете.

Как мы выяснили выше, таких ситуаций всего две:

  • доставление в отдел полиции или суд – при условии, что используется служебный автомобиль, а не ТС доставляемого лица,
  • направление водителя на медосвидетельствование.

В обоих случаях, если вы будете отказываться и упираться, на вас составят протокол по ст. 19.3 КоАП, а затем всё же доставят до места назначения. Возможно применят физическую силу или спецсредства. А при попытке насилия в отношении представителя власти вам грозит ст. 318 УК РФ с лишением свободы до 5 лет.

Как быть, если требование незаконное?

Нередко сотрудники ГИБДД перегибают палку, подменяя понятия «требование» и «просьба». Если нет законных оснований садиться в машину ДПС, а вас пытаются склонить к этому или оформить за неисполнение – собирайте как можно больше доказательств неправоты инспектора.

Что можно сделать? Спорные моменты стоит фиксировать на фото и видео. Параллельно следует звонить по номеру дежурной части или по телефону 112, описав обстоятельства конфликта и сообщив данные ИДПС. Кроме того, если у вас возникла конфликтная ситуация с должностным лицом, попросите прислать ответственного.

Если ситуация выходит за рамки, лучше не упорствовать, а подчиниться – выйти из ТС или сесть в патрульное авто. Опираясь на видеозапись и показания свидетелей, вы сможете в дальнейшем написать жалобу на незаконные действия сотрудника ГИБДД и привлечь его к ответственности. Жалоба подаётся вышестоящему начальству инспектора и в прокуратуру.

Об авторе статьи Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео:
Источник: tonkostipdd.ru

Техно Зип
Добавить комментарий